Врать нельзя, недоговаривать можно
Похоже, российские чиновники действительно приняли к руководству «категорический императив» «ошибаться можно, врать нельзя», сформулированный новым министром обороны России Андреем Белоусовым в выступлении на пленарном заседании Совета Федерации 14 мая 2024 года. Теперь чиновники, по крайней мере высокоставленные, больше не врут, а, что называется лукавят и недоговаривают, поскольку правду говорить всё равно неудобно, да и, наверное, не положено по должности.Вот например, 5 июня глава Минэкономразвития России Максим Решетников в кулуарах Петербургского международного экономического форума сообщил журналистам, что динамика инфляции в стране сейчас находится под воздействием «разовых факторов». «Сейчас у нас разовые факторы: в мае и июне у нас индексация общественного транспорта во многих регионах прошла, в июле у нас будет индексация ЖКХ, которой не было в прошлом году. Поэтому надо спокойно к этому отнестись, считать базовую инфляцию, которая очищена от всех этих факторов, и на основе этого уже говорить о прогнозе на год», - передает Интерфакс ответ министра на вопрос, сохраняет ли его ведомство прогноз по инфляции на 2024 год на уровне 5,1%.
Как можно прокомментировать столь «исчерпывающий» ответ Решетникова? Ну, во-первых, то, что Решетников называет «разовыми факторами», на деле являются далеко не разовыми (те же цены на услуги транспорта РЖД, авиакомпании и регионы повышают постоянно), а, во-вторых, инфляция всегда будет находится под воздействием тех или иных «разовых факторов». Что касается самой «базовой инфляции», то не нужно даже иметь экономического образования, чтобы понимать элементарную вещь: одной из базовых причин инфляции является наличие у населения денежной массы, не обеспеченной товарами и услугами. Если самые высокооплачиваемые слои населения по известным причинам вообще не участвуют в производстве товаров или производят то, что граждане однозначно никогда покупать не будут, то чего в дальнейшем можно ждать от динамики базовой инфляции? Только вектора, направленного исключительно вверх.
Впрочем, лукавство Решетникова шито белыми нитками, и все, в том числе и сам министр, это прекрасно понимают. Его коллеги по российскому истеблишменту, те же Набиуллина и Греф, говорят об этом безо всяких недоговорок, употребляя, однако, более дипломатические формулировки, типа «перегрев экономики» и «низкая производительность труда». Так что вряд ли российской инфляции удастся в текущем году снизится не только до решетниковских 5,1%, но даже и до 5,5%, прогнозируемых аналитиками.