Авангардная партия или профсоюзы?
Представление об особой роли «революционного авангарда», в качестве некого «интеллектуального вождя», единственно способного привнести социалистическое сознание в якобы «оппортунистическую», «тред-юнионистскую» экономическую борьбу рабочих, не выдержало испытания практикой последнего столетия. В практике «революционных авангардов» интересы рабочего класса и живое творчество масс повсеместно приносились в жертву чисто теоретическим, оторванным от реальности идеологическим конструкциям.
Как писала Роза Люксембург, интеллигент более подвержен оппортунистическим заблуждениям, чем пролетарий, поскольку последний, до тех пор, пока не покинул своей исходной среды, рабочей массы, найдет революционную точку опоры в своих классовых интересах. Рабочие преодолевают «стихийный экономизм» непосредственно в ходе классовой борьбы, когда по ступеням реализации своих требований всё выше поднимаются к осознанию необходимости пролетарской революции. Этот процесс является неизбежным и объективным, преобразующим одновременно и сознание самих рабочих. Рабочим не нужны специальные программы, чтобы понять, за что бороться, - таковые непосредственно содержатся в реальных условиях существования пролетариев. Напротив, для интеллигентов, далёких от повседневных нужд рабочих, именно к реализации придуманных ими самими программ как правило и сводится вся классовая борьба.
Сегодня подавляющее большинство российских левых по-прежнему одержимы чесоткой партийного строительства, почти маниакальным стремлением к созданию некой «самой настоящей», «единственно правильной» политической партии, призванной возглавить рабочий класс и привести его к победе над капиталом. Заимствованный у буржуазии, элитарный по своей сути, институт партийности выдается за некую универсальную отмычку, способную открыть рабочему классу дверь в «светлое будущее».
Между тем пролетариат уже имеет собственный общественный институт, столь же уникальный для рабочего класса, как парламентский режим - для буржуазии, а именно - профессиональные организации, созданные не просто для рабочих и в интересах рабочих, а что самое важное - самими рабочими, непосредственно в ходе борьбы с капиталистической эксплуатацией. Именно профсоюзы являются той подлинной рабочей партией, «самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед» частью которой, по мнению авторов «Манифеста Коммунистического партии», и должны стать коммунисты.
«Профсоюзы никогда не должны быть связаны или зависеть от политической группы. - говорил Карл Маркс представителям «Allgemeine Deutschen Metallarbeiterschaft» («Всеобщий союз немецких рабочих-металлистов») в Ганновере 30 сентября 1869 г. - В противном случае они никогда не смогут выполнить свою задачу и получат смертельный удар. Профсоюзы - это школы социализма. В профессиональных союзах рабочие становятся социалистами, потому что каждый день видят своими глазами борьбу с капиталом. Политические партии, каковы бы они ни были, могут возбуждать энтузиазм рабочих масс лишь временно, только на время, тогда как союзы гораздо надежнее сохраняют свою верность, и только эти союзы могут быть настоящей рабочей партией и воздвигнуть оплот против власти капитала. Большая масса рабочих пришла к выводу, что их материальное положение должно быть улучшено, к какой бы партии они ни принадлежали. Но если материальное положение рабочего улучшится, то он сможет больше посвятить себя воспитанию детей, его жена и дети не должны будут работать на заводе и сам он сможет больше времени уделять тренировке своего ума и заботите о своем теле; в дальнейшем он станет социалистом, даже не зная об этом». (Опубликовано в «Volksstaat», Leipzig, 27.11.1869г.)
«...Организации рабочего класса, как класса, посредством профессиональных союзов... это и есть подлинная классовая организация пролетариата, в которой он ведёт свою повседневную борьбу с капиталом, которая является для него школой...», - писал Ф. Энгельс, А.Бебелю в марте 1875 года.
Вместо того, чтобы отгораживаться от рабочего класса партийными программами и уставами, коммунистическое движение должно стать частью профсоюзного движения, этой школы социализма и подлинно классовой организации пролетариата, как определяли его Маркс и Энгельс.