Производство продуктов питания в России падает из-за снижения покупательской способности населения
По итогам 2025 года производство продуктов питания в России снизилось впервые с 2009 года, а инвестиции в новые проекты за первые 11 месяцев сократились почти в два раза, вернувшись на уровень 2013 года. Об этом со ссылкой на данные экспертов пишет издание Forbes.
Так, за январь - сентябрь выпуск продуктов питания в стране сократился на 0,6%, а напитков - на 4,1%. За 11 месяцев 2025 года количество новых инвестиционных проектов в пищевом производстве уменьшилось на 45% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Общая сумма инвестиций к концу ноября достигла 104,7 миллиардов рублей против 194,6 миллиардов рублей за тот же период прошлого года, сократившись на 46%. Инвестиционная активность в пищевом секторе фактически откатилась к уровню 2013 года.
Одной из главных причин сокращения производства продуктов является снижение покупательской способности населения, отмечает издание. С 2025 года наблюдается переход к сберегательной модели потребления. Само потребление не сокращается, но еда дорожает, люди переходят на покупки по акциям, ходят в дискаунтеры в поисках лучшей цены. Все чаще покупатели отказываются от продуктов для удовольствия (шашлыки, мясные и сырные деликатесы и т.д.), выбирая более простую еду, - объясняют эксперты. Например, колбасы и ветчины в январе - сентябре этого года в натуральном выражении продали на 1,3% меньше, чем за тот же период годом ранее. Замедляется рост рынка продовольственной розницы: в физических объемах с 6–7% в 2024 году до примерно 2% в этом году. О снижении покупательской активности говорит и сокращение темпов роста числа чеков, а увеличение оборота розницы объясняется исключительно повышением цен. Так, средний чек за первые девять месяцев 2025 года вырос на 9%, что соответствует среднему уровень повышения цен на продукты, хотя в физическом выражении россияне больше покупать не стали.
