Рабы труда
74% россиян причисляют себя к трудоголикам: 22% в этом абсолютно убеждены, 52% скорее уверены, - показал опрос, проведенный сервисом по поиску работы Superjob. При этом в личном трудоголизме чаще уверены более молодые граждане - 78% среди опрошенных до 35 лет против 70% среди респондентов старше 45 лет. Больше всего же относящих себя к трудоголикам — среди тех, кто зарабатывает от 100 тысяч рублей в месяц (79%). Кроме того, как следует из опроса, 6 из 10 россиян не считают трудоголизм заболеванием, при этом больше тех, кто не считает трудоголизм расстройством, среди опрошенных до 35 лет (62%). «Если работа приносит удовольствие, человеку, то никак не могу сказать, что это болезнь»; «Люблю работу»; «Для того, чтобы чего-то достичь, надо много работать», - цитирует организатор опроса комментарии респондентов. По сравнению с аналогичным опросом, проведенным в 2021 году, россиян, считающих себя трудоголиками, стало больше на 6 процентных пунктов.К сожалению Superjob не раскрыл информацию, среди представителей каких профессий проводилось исследование, но вряд ли рабочие на конвейере, продавцы в торговых залах супермаркетов или бетонщики на стройке стали бы признаваться в любви к своей работе и аттестовывать её как любимую и интересную. Скорее всего трудоголиками склонны себя считать те, в трудовой деятельности которых превалирует интеллектуальная составляющая. Несомненно, что капитал пытается по максимуму использовать потенциал приобретенной им рабочей силы, для чего стремится заинтересовать наемных рабов в их труде, предоставив им там, где это возможно, некоторую «свободу творчества». Однако подлинно свободным такой труд, конечно же, не является, поскольку цель трудовой деятельности безраздельно диктует капитал. Одновременно капиталистическая мораль труда навязывает наемным работникам поведенческие стереотипы, формирующие трудоголиков, приветствующих своё рабство и добровольно отказывающихся от собственных объективных классовых интересов.
«Труд - не только при нынешних его условиях, но и вообще постольку, поскольку его целью является лишь увеличение богатства, - оказывается вредным, пагубным», - писал Карл Маркс. По его словам: «Одно из величайших недоразумений - говорить о свободном, человеческом, общественном труде, о труде без частной собственности. «Труд» по своей сущности есть несвободная, нечеловеческая, необщественная, обусловленная частной собственностью и создающая частную собственность деятельность». Чем больше человек вкладывает сил в работу на капиталиста, считал Маркс, тем в больше степени становится враждебным работнику тот предметный мир, который он создаёт своим трудом, тем сильнее его зависимость от этого мира - мира, где господствует капитал. Подлинное же царство свободы, по мнению Маркса, начинается «по ту сторону» труда, диктуемого нуждой и внешней целесообразностью, и сокращение рабочего дня является основным условием такого освобождения.
А тот полезный идиот, который, каковы бы ни были его намерения, с энтузиазмом пашет на хозяина, объективно способствует усилению эксплуатации всего рабочего класса. Для капитала тем важнее иметь работника, превозносящего «добродетель труда», что тот, будучи сам идиотом, становится ещё полезнее, когда убеждает своим примером других работников смириться с трудом и эксплуатацией. С точки зрения классовой борьбы - это позиция штрейкбрехера на службе у капитала. Никакая собственность не стоит того, чтобы тратить на её преумножение силы, энергию и энтузиазм трудящихся до тех пор, пока эта собственность не станет собственностью самих трудящихся.
Интересно, однако, что сами представители капитала более рационально подходят к использованию рабочей силы своих сотрудников. Как показал опрос, 2 и 3 работодателей (66%) полагают, что сотрудники не обязательно должны быть трудоголиками, и только каждый пятый (21%) уверен в обратном. Четырьмя годами ранее представители кадровых служб были более требовательны и в полтора раза чаще высказывали мнение, что работники должны быть готовы к ежедневному «трудовому подвигу».