Забавно наблюдать, как у части российских «марксистов» увлечение Гегелем доходит до стадии маразма, когда немецкого философа-идеалиста, считавшего современную ему прусскую монархию вершиной развития человечества, изображают четвертым ликом «иконостаса научного коммунизма» вместе с Марксом, Энгельсом и Лениным, ссылаясь на гегелевскую диалектическую логику, как на якобы «революционный метод познания».
Между тем, как отмечал в «Анти-Дюринге» Энгельс, сам являвшийся убежденным приверженцем диалектики настолько, что чуть было не подчинил её законам природу, диалектика, как и формальная логика, - это «учение о мышлении и его законах». Мыслить диалектически, как и вообще логически, ещё не значит мыслить революционно; это просто значит мыслить правильно, то есть в соответствии с законами отражения объективной реальности в человеческом сознании. К революционным выводам приводит не правильный, диалектический, ход мышления, как таковой, а революционные посылки к процессу мышления, так же как реакционные посылки приводят к реакционным выводам. Если вы считаете справедливой эксплуатацию человека человеком, то логически придёте к необходимости совершенствования и укрепления буржуазного общества, если же для вас приоритетом является социальное равенство, то вашим логическим выводом станет необходимость уничтожения капитализма. Ну а если убеждены, что все те, кто не вписываются в ваши расовые, религиозные или какие-либо иные критерии, должны быть физически уничтожены во имя построения «идеального общества», то, поразмыслив диалектически, начнёте возводить лагеря смерти и сокращать количество людей до тех пор, пока человечество не перейдёт в желаемое для вас качественное состояние. Автор «Науки Логики» с помощью своего диалектического метода обосновал существование государства, как «шествия Духа в мире», тогда как Маркс также с помощью диалектического метода доказал классовый характер государства. Впрочем, как заметил сам Гегель, люди и так в повседневной жизни часто мыслят диалектически, хотя и не подозревают об это, так же как переваривают пищу, не зная физиологии. «Переваривание» понятий, так же как и переваривание пищи, может происходить совершенно одинаково, как у коммуниста, так и у фашиста.
Диалектика - это наука, а не идеология, это инструмент, который может быть использован кем угодно и в каких угодно целях, в том числе в прямо противоположных. Для диалектики безразлично, на кого она работает, на буржуазию или на пролетариат, так же как для баллистики не имеет значения, кто заряжает орудие: революционный рабочий или военный наемник буржуазного государства. Может быть поклонникам Гегеля стоит включить в «иконостас» ещё и Леонарда Эйлера?