ЛЕНТА:

04.08.2020

Марио Тронти. Борьба с трудом

Наконец, вернемся к исходному пункту: к двойственному, раздвоенному и антагонистическому характеру труда. Но уже не труда, содержащегося в товаре, а рабочего класса, содержащегося в капитале. Двойственная природа (Zwieschlächtige Natur) рабочего класса состоит в том, что он есть и конкретный труд, и абстрактный труд, труд и рабочая сила, потребительная стоимость и производительный труд, и капитал, и некапитал, - следовательно, и капитал, и рабочий класс. В этом разделение уже содержится антагонизм. А антагонизм - это всегда борьба. Но борьба это еще не организация. Недостаточно того, что в рабочем классе существует объективное разделение труда и рабочей силы, - именно так они представлены соединенными в капитале; рабочая сила и труд должны быть разделены субъективным вмешательством - только так они станут средством альтернативы власти капитала.

Верно, что такое разделение (Trennung) составляет норму отношений в капиталистическом обществе. Но также верно и то, что сила капитала как раз и заключается в способности удерживать воедино то, что разделено. Такая способность составляет историю капитализма и будет его будущим, если капитализму удастся выжить. Удержать рабочий класс одновременно внутри себя и против себя, значит обеспечить условия и навязать обществу внутренние законы развития капитализма, - вот от чего зависит существование капитала, и другого существования для него нет. Поэтому необходимо найти ту точку, где становится возможным воспрепятствовать единству, где можно блокировать механизм синтеза, насильственно разделяя крайности до предела и далее за пределы капитализма. Эта точка находится внутри рабочего класса точно так же, как рабочий класс находится внутри капитала. Это именно отделение рабочего класса от самого себя, от труда и, следовательно, от капитала. Это отделение политической силы от экономической категории.

Но объективного разделения слишком мало. Нужна борьба, противостояние, антагонизм. Чтобы бороться с капиталом, рабочий класс должен бороться против самого себя как капитала. Это высшая стадия противоречия не для рабочих, а для капиталистов. Достаточно обострить эту стадию, организовать это противоречие, и капиталистическая система уже не действует, план капитала начинает работать вспять, уже не как общественное развитие, а как революционный процесс. Борьба рабочих против труда, борьба рабочего против самого себя как рабочего, отказ рабочей силы от превращения в труд, отказ рабочих масс от использования своей рабочей силы - таковы термины, в которых теперь формулируется стратегия, выдвигаемая после тактики исследования антагонистического разделения, обнаруженного марксистским анализом в природе труда.

Двойник труда, представленный в товарах, раскрывается, таким образом, в облике двойственной природы рабочего класса, двойственной и в то же время разделенной, разделенной и в то же время антагонистической, антагонистической и в то же время борющейся с самим собой. Мы должны понять, что все великие организационные проблемы и их решение путем открытия органической связи между классом и партией основаны именно на этом критическом разделении, которое проходит внутри самого рабочего класса. Именно на эти проблемы мы должны впредь направлять тонкое оружие теории и грубый материал повседневной практики.

Современные формы борьбы рабочих в недрах развитого капитализма безошибочно обнаруживают в богатом содержании собственной стихии лозунг борьбы с наемным трудом как единственно возможным средством нанесения реальных ударов по капиталу. Партия должна быть организацией того, что уже существует внутри класса, но что класс только собственными силами, без партии, не может организовать. Сегодня ни один рабочий не склонен признать существование труда вне капитала. Труд равен эксплуатации: это логическая предпосылка и исторический результат капиталистической цивилизации. Отсюда нет точки возврата. У рабочих нет времени на воспевание достоинств труда. «Гордость производителя» они полностью оставляют боссу. Действительно, только последнему теперь остается произносить хвалебные речи в честь труда. Правда, в организованном рабочем движении этот традиционный аккорд, к сожалению, еще слышен, но не в самом рабочем классе; здесь уже нет места для такой идеологии. Сегодня рабочему классу достаточно взглянуть на себя, чтобы понять капитал. Ему нужно только бороться с собой, чтобы разрушить капитал. Он должен признать себя политической силой, отвергнув себя как производительную силу. Для доказательства достаточно взглянуть на самый момент борьбы: во время забастовки «производитель» сразу отождествляется с классовым врагом. Рабочий класс противостоит своему труду как капиталу, как враждебной силе, как врагу, - это исходный пункт не только антагонизма, но и организации антагонизма.

Если отчуждение рабочего и имеет какое-то значение, то оно в высшей степени революционно. Организация отчуждения - это единственно возможное направление, в котором партия может вести стихийность класса. Целью остается отказ на более высоком уровне: он становится активным и коллективным, политическим отказом в массовом масштабе, организованным и спланированным. Отсюда ближайшая задача организации рабочего класса - преодоление пассивности.

Сегодня перед нами стоит грандиозная задача построения партии на основе политической пустоты с точки зрения практического опыта и теоретических изысканий. Но это не меняет того факта, что на решающем уровне непосредственной классовой борьбы уже заложены основы, обозначающие пространство и объекты борьбы. Пассивное неучастие в развитии капитализма и активное политическое противодействие власти капитала как раз и являются исходным пунктом и направлением этого организационного скачка. Открытие революционного процесса лежит за этим пунктом: по эту сторону лежат все современные проблемы построения организации революции. Нам нужна тактика организации, чтобы актуализировать стратегию отказа.

На протяжении всего этого процесса враг должен постоянно подвергаться нападению с помощью единственного подрывного оружия, способного поставить его в стратегически подчиненное положение: угрозы лишить его посредничества рабочего класса в капиталистических производственных отношениях. Рабочий класс должен перестать выражать требования капитала даже в форме своих собственных требований: он должен заставить начальство выдвигать требования, чтобы рабочие могли активно, т. е. организованно, ответить: «Нет!» Сегодня мы можем преодолеть пассивность рабочих, только изменив ту форму, которую в настоящее время принимает ее стихийность, и сохранив ее нынешнее политическое содержание отрицания и бунта. Первое организованное «Нет!» рабочих на требования капиталистического класса будет звучать как объявление тотальной классовой войны, исторический призыв к решающей фазе борьбы, современная версия классического революционного лозунга: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Ничего из этого невозможно без высшей степени насилия. Как мы уже говорили, все потрясения прошлого оставляли в неприкосновенности тип деятельности. Речь шла просто об ином распределении той же деятельности, о перераспределении труда между людьми. Только коммунистическая революция, как сказал Маркс (или, как мы можем сегодня сказать, революция как единственная современная программа-минимум рабочего класса), впервые обращена против всего того способа деятельности, который существовал до сих пор. Она уничтожает труд как вид деятельности. И именно таким образом уничтожает классовое господство. Уничтожение труда рабочими и насильственное уничтожение капитала - одно и то же.

Перевод с французскооо: «Рабочая Политика»