Профсоюз - это всегда конкретные люди, которые непосредственно борются за свои трудовые права непосредственно на своих рабочих местах, - и никто, кроме этих людей
То, что профсоюзы в России после трёх десятков лет господства постсоветского капитализма всё ещё находятся в младенческом состоянии, ни для кого не секрет. Ну разве что за исключением тех, кто «профсоюзами» считает чиновничью структуру под названием «Федерация независимых профсоюзов России - ФНПР», верой и правдой служащую буржуазному государству. И вполне естественно, что споры о причинах перманентно кризисного состояния российских рабочего движения не стихают в отечественном «левом дискурсе», как и дискуссии о возможных путях выхода из кризиса.Одной из попыток практически ответить на последний вопрос стало создание активистами отдельных левых организаций неких квазипрофсоюзов, никого, кроме собственного «руководства», не представляющих. Причем учредители таких квазипрофсоюзов сами, как правило, никогда непосредственно на предприятиях профсоюзной работы не вели, не говоря уже о своем непосредственном участии в трудовых конфликтах, в организации и проведении забастовок. Понятно, что формально зарегистрировать профсоюзную организацию для того, чтобы затем важно раздувать щеки и набивать себе цену в интернет-пабликах, на различных конференциях, круглых столах и тому подобных мероприятиях, не сложно: для этого нужно всего-навсего три грамотных человека, согласных поставить свою подпись под протоколом организационного собрания. Но такой, фиктивный, «профсоюз» ничего общего с настоящим профсоюзом, естественно, не имеет.
«Права не дают, права берут» - истина, давно ставшая банальной, но никто ещё не доказал обратного. Профсоюз - это всегда конкретные люди, которые непосредственно борются за свои трудовые права непосредственно на своих рабочих местах, - и никто, кроме этих людей. Сила профсоюзов - не в регистрационном статусе, не в формальных правах, а в готовности работников, в первую очередь членов самого профсоюза, отстаивать и защищать свои интересы в открытой классовой войне против “хозяев”, бороться до конца, до победы над работодателем. В способности защитить свой собственный профсоюз от репрессий, выстоять, не поддавшись уговорам, угрозам, материальному и физическом прессинг.
И в этой борьбе работников никто заменить не сможет, как, по большому счету, и оказать им какую-то решающую помощь. Максимум, на что могут реально рассчитывать рабочие, так это исключительно на «техническую» поддержку специалистов: юристов, экономистов, опытных организаторов - если те безвозмездно, по идейным соображениям, или за оплату своих услуг согласятся оказать рабочим помощь. Что касается политиков, то, вне зависимости от их убеждений и взглядов, они были и остаются объективно врагами профсоюзного движения или, в «лучшем» случае, его бесполезным «пятым колесом в телеге». Находясь в оппозиции, политики заинтересованы в поддержке со стороны рабочего класса и его организаций и, соответственно, не скупятся на обещания трудящимся. Однако никогда не будет у профсоюзов врага более циничного и жестокого, чем бывшие оппозиционные политики, наконец дорвавшиеся до власти. У рабочего класса нет других союзников, кроме самого рабочего класса.
Сильные и независимые профсоюзы, не на словах, а на деле отстаивающие интересы рабочего класса, - кость в горле государственной власти, неважно в чьих руках, «левых» или «правых» политиков, эта власть находится. И власть имущие всегда будут пытаться подмять под себя профсоюзное движение, поставить его под свой контроль, подчинить своим политическим целям, а в случае неудачи в ход неизбежно пойдут репрессии против рабочих и их профессиональных организаций. Это многократно подтверждено не только опытом мирового антикапиталистической рабочего движения, но и историей нашей страны. «Советское» руководство вполне устраивал полностью подконтрольный партии ВЦСПС в качестве государственной псевдопрофсоюзной структуры, «защищающей интересы трудящихся». Точно так же, как нынешнюю российскую власть в принципе устраивает наследник ВЦСПС - ФНПР.
Подлинной причиной, по которой в России сегодня отсутствует мощное профсоюзное движение, являются не буржуазия и не буржуазное государство, как утверждают некоторые левые. Буржуазия на то и буржуазия, чтобы грабить рабочих, и другой она никогда не станет. А капиталистическое государство на то и капиталистическое, чтобы обеспечивать классу буржуазии оптимальные условия для такого грабежа, в том числе через жесткий контроль за деятельностью профессиональных организаций рабочего класса. Настоящая причина заключается, как это ни горько признавать, в самом российском рабочем классе, в отсутствии у него развитого классового самосознания и опыта борьбы (за что несут прямую ответственность те, кто стоял во главе страны в течение более семидесяти лет «советской власти»), в его конформизме, патерналистских иллюзиях и сохраняющемся доверии к чиновникам, в критически низком градусе классовой ненависти к своим угнетателям и эксплуататорам.
Те коммунисты, для которых организованная борьба рабочего класса имеет самостоятельное значение, а не только в качестве довеска к их идеологиям и программам, должны думать в первую очередь о том, как разрушить эти субъективные преграды в сознании российских трудящихся, мешающие рабочему классу подняться на организованную борьбу против капитала, а не о том, как провести в Государственную Думу пару десятков сверхлимитных депутатов от КПРФ, этой псевдопартийной чиновничьей структуры, занимающейся имитацией коммунистической деятельности в интересах правящей элиты.
Никто не сможет выполнить за рабочий класс стоящей перед ним великой исторической задачи разрушения буржуазного общества, основанного на социальном неравенстве, эксплуатации и угнетении. Никто не сможет освободить трудящихся, кроме них них самих.