ЛЕНТА:

30.11.2024

Ни Маркс, ни Энгельс не были историческими фаталистами, считавшими, что человеческое общество развивается по законам, не зависящим от воли и сознания самих членов общества, конкретных людей. По мнению Маркса, люди сами делают свою историю, и тот факт, что те обстоятельства, в которых они это делают, а также результаты их деятельности, далеко не всегда зависят от каждого конкретного человека, мнение Маркса не отменяет. Как писал Энгельс, «… из того обстоятельства, что воли отдельных людей, каждый из которых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете экономические, обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные), что эти воли достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую, - из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в неё...». В одних и тех же объективных обстоятельствах можно действовать по-разному. Можно продолжать ковырять землю палкой, а можно попытаться изобрести что-то более совершенное. Этим люди отличаются от тех же пчел, которые на протяжении миллионов лет строят свои гнезда по одной и той же технологии. Человек отличается от животных тем, что действует осознанно, а не является биологическим роботом. Сами обстоятельства, в которые поставлены люди, в свою очередь тоже были созданы людьми в процессе их коллективного преобразования природы и общества. Человеческое общество не является чем-то оторванным от составляющих его людей, чем-то стоящим над ними; всё, что происходит в обществе, в том числе и те законы, по которым оно живёт, является продуктом деятельности самих людей. Исторический фатализм, который часто пытаются протащить под видом марксизма, является разновидностью религиозной телеологии, веками оправдывающей смирение и покорность, как результат бессилия человека перед якобы не зависящей от него «объективной реальностью», неважно, будь это «бог», «природа» или «объективные экономические законы». Всё это поповщина в чистом виде, не имеющая ничего общего с марксизмом. Человек своей целенаправленной и сознательной деятельностью изменяет окружающую его природу, приспосабливая её к социуму, изменяет экономические законы (как писал Энгельс, «так называемые «экономические законы» являются не вечными законами природы, но законами историческими, возникающими и исчезающими»), а стоящую над ним «идеальную сущность», в любой её разновидности, рано или поздно, по словам Ленина, отправит в помойную яму истории.

https://vk.com/workingpolitics_page